Тел.: 8 (831) 468-07-12
Е-mail: s24_nn@mail.52gov.ru
Главная » Родителям » Полезная информация для родителей » «Главная проблема современных детей — они не хотят хотеть»
Современный ребёнок получает образование далеко не только в школе. На его картину мира влияют тематические сайты, блоги, видеоролики, фильмы и, конечно, семья и круг друзей. И ждать, что интересы ребёнка и его жизненные стратегии сформируются в школе сами собой, не стоит. Как помочь детям найти себя, на очередной встрече Клуба экспертов образования рассказал генеральный директор организации «Открытое образование» Александр Попов.
Современная система образования должна помогать самоопределяться и строить индивидуальные образовательные стратегии. Но не в каждой системе это возможно. Всё дело в том, что если кто-то организует и финансирует процесс вашего образования, то у него есть всё для того, чтобы придумать цели вашего образования за вас.
В нашем образовании цели устанавливаются государством, что делает их политическими и централизованно регулируемыми
Это характеристика закрытых образовательных систем. Справедливее, если цели устанавливаются законами экономической ситуации и интересами конкретных социальных групп. Это порождает рынки образовательных услуг под цели разных социальных групп и делает образовательную систему открытой.
Не требуйте от школы много. Она не должна давать «всё и сразу», как это стало принято считать. Дело в том, что современный ребёнок не учится только за партой. На его картину мира и способности влияет семья, друзья, интернет, чтение блогов, книжки, видеоролики и фильмы, поездки в другие города и страны и так далее. Образование давно стало происходить вне границ традиционных институтов, специально для этого предназначенных.
Школа — это государственная социальная гарантия, построенная по принципу минимальной достаточности. Она уже не удерживает всю полноту образовательного процесса
Процесс самоопределения происходит в семье, в кружках и модулях дополнительного образования, в гражданских институтах. То есть там, где педагогика строится от выявления интереса, а не к его формированию.
Практика показывает, что у многих детей не совпадает их собственный, важный им самим интерес с тем, чему они посвящают себя в школе. Например, ребёнок, призёр всяческих олимпиад по биологии, в свободное время создаёт группу с тематическим направлением «политология» (и биологическими метафорами в ходе работы не пользуется). И таких примеров с подобными рассогласованиями много.
Почему игры помогают учиться, а оценки — вредят
У нас есть такой тренинг-игра, где мы предлагаем детям проделать мысленный эксперимент. Вылететь на другую планету и построить там какой-нибудь жизненный принцип, который нельзя реализовать на Земле. И тогда ребята начинают придумывать альтернативные политические системы, социальные строи, законы экономики и прочее. То, что ребёнок начнёт там делать, — и есть то, чем он должен заниматься, то, что ему интересно; его самоопределение. Ведь игровая ситуация не просит тебя сразу «сверять часы» с реальностью. Ты сначала придумываешь то, что тебе хочется, а потом появляются педагог-игротехник и эксперты, которые помогают осуществить «проверку на реализуемость». Дальше с этим интересом можно работать, рассматривая сквозь его призму существующие образовательные возможности.
С точки зрения педагогики самоопределения, можно выделить три изначальных состояния, в которых может находиться ученик:
Первое: не знает, что надо хотеть
Второе: хочет хотеть, но не сможет
Третье: хочет хотеть, пока не может
Чтобы человека научить хотеть, перед ним нужно поставить поисковую задачу. К примеру, не просто зайти на гору, а найти зайчика на этой горе и успеть сфотографировать. Чем взрослее ребёнок, тем более осмысленные задачи перед ним должны возникать. Нужно научиться создавать ситуации, в которых справедливо возникает вопрос «Зачем?». Например, зачем мы учимся играть в шахматы, если этот способ игры не позволяет построить эффективную стратегию игры на фондовой бирже?
Ребёнок проявляется только в действиях. До десяти лет нужно создать ребёнку огромную палитру проб и позволить ему пробовать что угодно (естественно, в границах безопасности), но после 13 — каждая проба ответственна. В этом возрасте важно сформировать адекватные представления о свободе. Дать понять, что свобода и вседозволенность — это разные вещи, что за свободой стоят основания, принципы, поступки, которые порой могут быть необратимыми. В этом возрасте важно помочь ребёнку в оформлении собственной микрофилософии, а иначе он так и не сможет хотеть.
Наступает период, когда ребёнку полезно читать автобиографии, чтобы понять, как состоявшиеся люди выходили из экстремальных жизненных ситуаций. Опора — ещё одно важное понятие. Опыт другого человека — это не просто пример развития судьбы, это ещё и возможность вычленить способ оформления собственного опыта, организации собственной рефлексии.
Чьи биографии советует читать Илон Маск
Чем раньше ребёнок научится работать с тем, что с ним происходит в жизни, тем раньше у него появится опора для осознанного конструирования будущего. Она же и позволяет самостоятельно ставить образовательные цели, научит управлять собой самостоятельно.
«Миры» конструируются семьёй, а не государством. Если вы не управляете своим образованием или образованием своего ребёнка, то вы не управляете своим будущим. Этим и отличается семья как социальный институт от семьи как просто «ячейки общества». У института есть свои цели, мотивы и ответственности, которые находят отражение в семейно-родословных стратегиях, распространяющихся на несколько поколений вперёд.