Тел.: 8 (831) 468-07-12
 Е-mail: s24_nn@mail.52gov.ru

Главная » Родителям » Полезная информация для родителей » Образование ребенка с первого года жизни зависит от его семьи

Образование ребенка с первого года жизни зависит от его семьи

Преодоление неравенства в образовании — это ключевой вызов, который сегодня стоит перед образовательными системами разных стран, и Россия не исключение. Этой теме был посвящен доклад научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина на Московском международном салоне образования. Тема также будет обсуждаться на XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Считается, что развитие цивилизации определяется креативными людьми — успешными инженерами или предпринимателями, на подготовке которых должны концентрировать усилия школы и вузы. Но остальные люди, которые занимаются так называемой нетворческой работой, тоже должны быть счастливы и успешны. Караван идет со скоростью самого медленного верблюда, и уровень жизни, уровень культуры общества в огромной степени определяется тем, как живет подавляющее большинство. Не может быть счастливым и успешным общество, в котором есть дети, лишенные права на образование, считает Исак Фрумин.

Равенство или многообразие?

Можно по-разному относиться к устройству советского общества и советской системы образования, но надо признать, что определенный уровень равенства образовательных возможностей был достигнут, пусть даже с помощью в том числе очень жестких мер. В условиях советского равенства в образовании не допускалось многообразие.

В последние 25 лет в нашей стране развивалось многообразие, вариативность образования, расширялся спектр образовательных услуг, что привело к образовательному неравенству. Само по себе неравенство не является злом, подчеркнул Исак Фрумин, но проблема заключается в формировании очагов бедности, где дети становятся заложниками социального и культурного статуса своих семей, а в обществе складывается такая стратификация, при которой образование не помогает человеку перейти с одного уровня на другой. В 2015 году в рамках опроса, проводимого исследователями Института образования ВШЭ, 62% респондентов заявили, что не верят в образование как механизм социальной мобильности.

Два мальчика и девочка

Научный руководитель Института образования предложил слушателям рассмотреть возможные образовательные траектории трех условных детей: мальчика, у которого оба родителя — с высшим образованием, девочки, у которой оба родителя — без высшего образования, и мальчика из неполной семьи, живущей в бедности (бедных в России сейчас 18%). Какая судьба их ждет? Какое образование они смогут получить?

Современные исследования показывают, что семейные ресурсы уже с первого года жизни начинают играть критически важную роль в том, как сложится судьба ребенка, отметил Исак Фрумин. По их результатам можно нарисовать примерно такую картину: первому мальчику родители читают сказки, смотрят с ним фильмы, обсуждают прочитанное и увиденное. Девочке предлагают писать и заучивать буквы, без чтения и обсуждения. Со вторым мальчиком никто не занимается. Несмотря на любые усилия детского сада и школы, первый мальчик к окончанию четвертого класса будет успешнее двоих других детей. Их дальнейшие образовательные траектории предопределены.

От детского сада до вуза

Безусловным достижением современного российского общества является общедоступное дошкольное образование — все дети независимо от материального достатка семей имеют возможность прийти в одни и те же детские сады. Не случайно многие зарубежные исследователи считают российское дошкольное образование одним из лучших в мире.

Но как только дети расходятся по школам, ситуация меняется. На сегодняшний день 99% учеников, которые в 11 классе заваливают ЕГЭ, учатся в 20% школ страны. Если ребенок оказался в такой школе, к нему там относятся по принципу «лишь бы в тюрьму не попал», о серьезном образовании речи нет. Конечно, в этих школах находятся дети, которые «прорываются», преодолевая свое социальное наследие, — исследователи называют их резильентными (сопротивляющимися). Но в большинстве случаев их траектория определена, и даже те родители, которые хотят помочь своему ребенку, мало что могут сделать. А система поддержки родителей в России отсутствует.

Дети слабо подготовленные, из семей с низким достатком, с низким социальным и культурным статусом, идут к репетиторам подешевле, и эти репетиторы им почти не помогают

В появлении резильентных детей огромную роль играет дополнительное образование: если ребенок чем-то заинтересован, занимаясь дополнительно вне школы, велик шанс, что он выйдет за рамки уготованной ему колеи. Но в системе дополнительного образования есть «люксовый» сегмент, куда простые дети не попадают: например, почти все семьи детей, входящих в молодежную команду России по горным лыжам, по уровню дохода относятся к верхним 10% общества. То есть дополнительное образование также не гарантирует обеспечение социальной мобильности.

Доля детей, которые после 9 класса уходят из школ в техникумы, за последние 5 лет увеличилась примерно с 22 до 44%. Известно, что в техникумах программа общего образования преподается плохо, на нее не обращают внимания, и среднее профессиональное образование в значительной степени становится тупиковой веткой. Часть детей пытается после техникумов поступить в вузы, в том числе, на заочные программы, но сейчас обсуждается идея о закрытии части таких программ. Хотя даже при низком качестве для выпускников техникумов это хорошая возможность дальнейшей социализации.

Из тех, кто доучивается в школах до 11 класса, практически все, кто принадлежит к обеспеченным семьям из верхних 40% общества, занимаются с репетиторами, и им репетиторы помогают. А дети слабо подготовленные, из семей с низким достатком, с низким социальным и культурным статусом, идут к репетиторам подешевле, и эти репетиторы им почти не помогают. По результатам ЕГЭ в вузы, где дают хорошее образование, поступают их изначально более успешные сверстники.

Чем виноваты дети?

До недавнего времени наша система образования обеспечивала равенство и более широкие возможности, чем системы образования в других странах, где имущественное и социальное разделение давно стало фактом, подчеркнул Исак Фрумин. Но сейчас, несмотря на обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования, что является несомненным благом, в России формируются барьеры социальной мобильности и очаги суровой, тяжелой бедности. Российское общество критично относится к бедным, считая, что бедные — это те, кто не хочет работать, алкоголики и наркоманы. Порой так и есть, но чем виноваты дети, которые растут в этих семьях?

Институт образования ВШЭ будет продолжать исследования в этой области — они вызывают интерес и у политиков, и ученых. Проблему неравенства в российском образовании необходимо решать их совместными усилиями.

С 19 по 21 апреля в рамках XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества Институт образования ВШЭ проведет симпозиум на тему «Образование и социальная дифференциация». Им заинтересовались ученые из США, Великобритании, Китая, Италии, которые много работают с этой проблемой. Это первое крупное научное мероприятие в нашей стране, посвященное неравенству в образовании.

Источник:https://www.hse.ru/news/science/180494603.html