Тел.: 8 (831) 468-07-12
 Е-mail: s24_nn@mail.52gov.ru

Главная » Родителям » Полезная информация для родителей » Другая школа - школа без стен

Другая школа - школа без стен

«Прежде всего запишите ваш пароль для Wi-Fi», — говорят мне.
И дело не в том, что в моих трясущихся от нетерпения руках смартфон, а в глазах — надежда. 

Просто так принято встречать в датской гимназии Ørestad: одной из самых инновационных школ в мире. 

Это как первый раз оказаться в Венеции. Во-первых, благодаря спискам «самые удивительные места на планете» всё кажется неуловимо знакомым. Во-вторых, фотографам тут вообще не нужно напрягаться: достаточно фиксировать обстановку, а удивительная структура Ørestad сделает всю «грязную работу» за тебя. С момента открытия в 2005 году эта школа успела войти во всевозможные списки «самых-самых», но это только обертка: настоящие инновации — это не только сферические конструкции и отсутствие стен. А то, какой эффект на тебя это оказывает.

Фото: Александр Мурашев

КАК ОТУЧИТЬ ИХ КРИЧАТЬ

Возможно, датчане изобрели самый гениальный способ поменять школьную систему. В моем детстве школа была изолированным миром: прямо как в Лас-Вегасе, всё случившееся там никогда не выходило за ее пределы. Зная об этом, учителя могли позволить себе накричать, оскорбить или за излишний шум ударить по голове классным журналом (как это было со мной). Как заставить их вести себя иначе? Отправить переучиваться? Записывать на видео и выкладывать на YouTube? В этой гимназии решили иначе: нужно создать такое пространство, чтобы учителя просто не смогли работать, как раньше. «Много лет назад кто-то написал статью под названием „Виртуальная школа“, — вспоминает преподаватель Ørestad Клаус Виттельт, вызвавшийся стать моим гидом. — Там было сказано: через десять лет ученики будут приходить в школу со своим ноутбуком, на территории школы будет Wi-Fi и дети смогут всё время быть в интернете. Люди тогда сказали: „Что это еще за бред?“ Но были и те, кто в это поверил. Например — основатели этой школы».

Фото: Александр Мурашев

Создание по-настоящему поразительного здания Ørestad началось с анархических призывов: давайте уничтожим все стены, все классы и начнем всё заново. В итоге стен здесь действительно практически нет: редкие перегородки выполнены из почти невидимого стекла. «Вот тот учитель преподает английский, — говорит мне Клаус. — А вот этот — испанский». Только после этого я осознаю: это не группы ребят расселись рядом друг с другом со своими ноутбуками — так в Ørestad проходят все занятия. Учитель дает задания, а школьники работают над ним самостоятельно. Всё вместе напоминает футуристичный коворкинг. «Я бы назвал это компромиссом между радикальным представлением об образовании и требованиями датского правительства, — говорит мне директор школы Аллан Кьер Андерсен. — Строение здания заставляет преподавателей менять форму преподавания. В открытом пространстве без стен невозможно повышать голос на учеников и пытаться таким образом стать лидером — ты попросту будешь мешать другим ученикам. Поэтому школа больше напоминает открытый офис, в котором делятся знаниями».

Фото: Александр Мурашев

Сразу после интервью с Алланом я увижу подтверждение услышанного. «Мне нужно сделать пару ваших портретов», — говорю я. «Отлично, пойдемте в мой кабинет», — отвечает Аллан и проходит в комнату с рядами компьютеров, где сидят еще несколько человек. Видя мой непонимающий взгляд, Алан объясняет: если политика школы — полная открытость, разве не странно быть единственным человеком с личным пространством? Так что первым же директорским решением Аллана было лишить себя отдельного кабинета.

Фото: Александр Мурашев

Впрочем, один отдельный офис в школе все-таки появился. «Как думаете, у кого? — между делом спрашивает меня Клаус. — У специалиста по ремонту велосипедов!» В Ørestad всегда наготове шестьдесят велосипедов, которые можно взять в любой момент. Это тоже часть политики «открытости»: преподаватели стараются как можно чаще вывозить учеников за пределы здания, чтобы учиться в условиях реальной жизни. Биологи могут взять велосипеды, чтобы поехать на озеро изучать с детьми виды рыб и растений, а историки — отправиться в мечеть, чтобы потом наглядно говорить с учениками об исламе. И я бы не ожидал ничего другого от Копенгагена — города, где недавно велосипедов стало официально больше, чем автомобилей.

ЗАПРЕЩЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ørestad стала одной из первых в мире полностью «цифровых» школ, вообще отказавшихся от бумаги. Ни книг, ни тетрадей, ни расписания: всё это в общей базе данных и ноутбуках учеников. 

 Источник